Курс предназначен для: бакалавров, магистров, аспирантов, лиц, заинтересованных в приобретении и совершенствовании практических навыков психолога.
Целями обучения слушателей являются: изучение основополагающих принципов когнитивно-поведенческой терапии, а также овладение базовыми навыками КПТ и способностью применять их в профессиональной и личной практике.
Задачи курса:
1. Изучение теоретического базиса, необходимого для освоения навыков работы в когнитивно-поведенческой парадигме
2. Развитие базовых навыков КПТ-терапевта: методы диагностики и психотерапии.
3. Личное развитие в процессе работы в группах личного опыта.
Содержание курса:
Тема 1. Истоки и основные принципы КПТ. Когнитивная концептуализация.
Когнитивная терапия Аарона Бека, как структурированный, кратко срочный, ориентированный на настоящее вид психотерапии. Решение актуальных проблем клиентов через изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения. Когнитивная модель - точка отсчета для последующего глубокого понимания клиента. Зависимость эмоций и поведения людей от восприятия ими различных жизненных обстоятельств. Формирование глубинных убеждений. Формирование промежуточных убеждений, включающих отношения, правила и предположения. Взаимосвязь поведения и автоматических мыслей. Гипотеза и оценка ее достоверности. Пример случая.
Тема 2. Структура первой терапевтической сессии.
Понимание процесса терапии клиентом. Основные элементы сессии. Цели и структура первой сессии. Знакомство с актуальными жалобами и проблемами. Упорядочение жалоб и определение круга проблем. Выявление ожиданий. Определение повестки дня. Оценка настроения. Обучение клиента когнитивной модели. Разъяснение природы расстройства клиенту. Подведение итогов сессии и определение домашнего задания. Обратная связь.
Тема 3. Вторая и последующие сессии: структурирование и формат.
Оценка состояния и настроения клиента. Связь текущей сессии с предыдущей. Рабочий бланк «Мост между сессиями». Определение повестки дня. Анализ домашнего задания. Обсуждение вопросов повестки дня. Периодическое подведение итогов. Заключительное подведение итогов и обратная связь. Трудности в структурировании терапевтической сессии.
Тема 4. Выявление эмоций
Отличие автоматических мыслей от эмоций. Важность различения эмоций. Трудности в обозначении эмоций. Трудности с оценкой интенсивности эмоций. Применение шкалы интенсивности эмоций для планирования терапии.
Тема 5. Выявление автоматических мыслей.
Особенности автоматических мыслей. Объяснение клиенту природы автоматических мыслей. Выявление автоматических мыслей. Выявление автоматических мыслей, возникающих во время сессии. Выявление автоматических мыслей в определенной ситуации. Выявление дополнительных автоматических мыслей. Выявление проблемной ситуации. Различия между автоматическими мыслями и интерпретациями. Различия между более и менее значимыми автоматическими мыслями. Уточнение запомнившихся автоматических мыслей. изменение формы "телеграфических" или вопросительных мыслей. Обучение клиентов распознаванию автоматических мыслей.
Тема 6. Оценивание автоматических мыслей.
Выбор автоматической мысли – «мишени». Работа с автоматической мыслью. Вопросы для оценивания автоматических мыслей. Использование альтернативных вопросов. Выявление когнитивных искажений. Оценка выгоды автоматических мыслей. Эффективность оценивания автоматических мыслей.
Тема 7. Ответы на автоматические мысли.
Бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ). Мотивирование клиентов использовать бланк РДМ. Когда бланк РДМ недостаточно эффективен. Дополнительные способы поиска ответов на автоматические мысли.
Тема 8. Выявление и изменение промежуточных убеждений.
Когнитивная концептуализация. Выявление промежуточных убеждений. Разъяснение природы убеждений. Преобразование правил и отношений в форму предположений. Определение преимуществ и недостатков, присущих убеждениям. Формирование нового убеждения.
Срок обучения: 36 академических часов.
Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий.
Тимофеева Марта
координатор проекта